Вступление в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон) предусматривает изменение порядка применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
В соответствии с новым порядком ККТ должна передавать данные о расчетах в налоговые органы через операторов фискальных данных.
В связи с Федеральным законом от 27.11.2017 №337-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», №349-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» обязанность применять новую ККТ у налогоплательщиков единого налога на вмененный доход и индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли и общественного питания, с привлечением наемных работников, наступает с 01.07.2018 года.
Какие штрафы установлены за нарушение порядка применения ККТ
Штраф могут наложить за следующие правонарушения:
- неприменение ККТ;
- применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения;
- непредставление информации и документов по запросам налоговых органов (представление с нарушением установленных сроков);
- ненаправление (невыдача) покупателю (клиенту) кассового чека.
Назначение административного наказания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет 1 год. Этот срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Штрафы за неприменение ККТ (работу без кассового аппарата):
Неприменение ККТ в установленных законодательством РФ случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
- на должностных лиц (ИП) - в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
- на организацию - в размере от 3/4 до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства административный штраф заменяется на предупреждение, если неприменение ими ККТ обнаружено впервые (ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
При выполнении ряда условий ответственности за неприменение ККТ можно избежать.
Важно: использование после 1 июля 2017 г. ККТ без фискального накопителя, в том числе снятой с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, рассматривается как неприменение ККТ (Письмо ФНС России от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602).
В то же время, если организация (ИП) приняла все необходимые меры для перехода на работу с ККТ с фискальным накопителем, но после 1 июля 2017 г. по вине поставщика продолжает использовать ККТ старого образца (с ЭКЛЗ), то она не должна быть привлечена к административной ответственности. В такой ситуации необходимо выдавать покупателям (клиентам) документы на бумажных носителях, подтверждающие факт расчетов (Письмо Минфина России от 11.10.2017 N 03-01-15/66392).
Повторное нарушение (неприменение ККТ), если сумма расчетов без применения ККТ составила в том числе в совокупности 1 000 000 руб. и более, влечет (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):
- дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет;
- административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в отношении ИП и организаций.
Штрафы за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения:
Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, сроков и условий перерегистрации, а также порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):
- на должностных лиц (ИП) - предупреждение или административный штраф в размере от 1 500 руб. до 3 000 руб.;
- организацию - предупреждение или административный штраф в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.
При выполнении ряда условий ответственности за данное правонарушение можно избежать.
Важно: использование после 1 июля 2017 г. ККТ без фискального накопителя, в том числе снятой с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, рассматривается как неприменение ККТ (Письмо ФНС России от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602).
Штрафы за непредставление информации и документов по запросам налоговых органов (с нарушением установленных сроков):
Организации и ИП должны по запросу ИФНС представлять информацию и документы, связанные с применением ККТ (п. п. 2, 4 ст. 5 Закона о применении ККТ). Их непредставление, а также представление с нарушением установленных сроков влечет (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ):
- на должностных лиц (ИП) - предупреждение или административный штраф в размере от 1 500 руб. до 3 000 руб.;
- организацию - предупреждение или административный штраф в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.
Штрафы за невыдачу покупателю (клиенту) кассового чека или БСО:
Невыдача покупателю (клиенту) кассового чека или БСО либо ненаправление этих документов в электронной форме покупателю (клиенту) по его требованию влечет (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ):
- на должностных лиц (ИП) - предупреждение или административный штраф в размере 2 000 руб.;
- организацию - предупреждение или административный штраф в размере 10 000 руб.
При выполнении ряда условий ответственности за невыдачу кассового чека (БСО) можно избежать.
Как можно избежать ответственности за совершенное правонарушение:
Штрафа за непробитый чек (неприменение ККТ), за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо за применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения, а также за ненаправление (невыдачу) покупателю (клиенту) кассового чека можно избежать. Для этого нужно (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):
- добровольно исполнить обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой предусмотрена административная ответственность, до вынесения постановления об административном правонарушении;
- добровольно в течение трех рабочих дней с момента исполнения обязанности заявить в налоговый орган через кабинет ККТ о совершенном правонарушении (пп. 7 п. 1, п. 2, пп. 11 п. 9 Приложения к Приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@).
При этом одновременно должны соблюдаться следующие условия:
- на момент получения заявления налоговый орган не знал о совершенном административном правонарушении;
- представленные сведения и документы подтверждают факт правонарушения.
Для исправления нарушений, как правило, нужно пробить чеки коррекции.
Как снизить размер штрафа за совершенное правонарушение
Штраф за неприменение ККТ, за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо за применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения, а также за ненаправление (невыдачу) покупателю (клиенту) кассового чека можно уменьшить до одной трети от его минимального размера (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ). Для этого должны соблюдаться следующие условия (ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ, пп. 8 п. 1, п. 2, пп. 12 п. 9 Приложения к Приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@):
- налоговый орган выявил данные, указывающие на совершение вами правонарушения, в ходе автоматизированной проверки;
- вы добровольно устранили нарушение до вынесения постановления об административном нарушении;
- вы признали факт совершения правонарушения через кабинет ККТ до вынесения постановления об административном нарушении.
Для исправления нарушений, как правило, нужно пробить чеки коррекции.
Кто осуществляет контроль за применением ККТ
Контроль и надзор за соблюдением порядка применения ККТ организациями и ИП осуществляют налоговые органы.
Какие полномочия имеют налоговые органы для контроля за применением ККТ
Инспекторы имеют полномочия, в частности (п. 2 ст. 7 Закона о применении ККТ, п. 7 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н):
- получать беспрепятственный доступ к ККТ и фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;
- получать для проверки документацию, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и эксплуатацией ККТ;
- получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки, в том числе через кабинет ККТ;
- проводить проверки выдачи (направления) кассовых чеков и БСО. Если проверяемая организация или ИП вправе не применять ККТ, инспекторы проверяют документы, подтверждающие факт расчета с покупателями (клиентами). Такие проверки инспекторы могут проводить путем контрольной закупки, приобретая и оплачивая товары (работы, услуги);
- получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам;
- взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
- привлекать к административной ответственности за нарушения в сфере применения ККТ.